Г. А. БЕНИСЛАВСКОЙ
После 2 ноября 1924 г. Тифлис
Милая Галя!
Привет Вам и все проч<ее>. Посылаю «Русь уходящую».[1] Покажите Воронскому. Вставьте в книгу под конец, как я вам разметил, и продайте под названием «После скандалов».[2] «Рябиновый костер» я, как название, продаю здесь в Тифлисе.[3] «36» давайте куда хотите. Привет сестрам. Крепко жму Ваши руки.
С. Е.
Напишите мне подробно, что делается в Москве. Как Воронский, Казин, Анна Абрамовна и др.[4] Я не приеду до тех пор, пока не кончу большую вещь.[5] Как нравится «Русь уходящая»?[6] Вещь, я над которой работаю, мне нравится самому. Отрывки пришлю из Баку. Пишите в Баку.[7] Я там буду дней через 5 после этого письма и пробуду недели две.
С. Е.
Примечания
184. Г. А. Бениславской. После 2 ноября 1924 г. — публикация: «Ю. Прокушев. Сергей Есенин», с. 331 (в извлечениях, с ориентировочной датой: «Вторая половина 1924 г.»); полностью — Есенин 5 (1962), с. 184—185.
Печатается по фотокопии автографа (Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук. Рукописный отдел).
Датируется по содержанию, особенно по фразе: «Посылаю „Русь уходящую“» — в сопоставлении с имеющейся на черновом автографе произведения датой: «2.XI.24» (см. Письма, 151).
[1] Посылаю «Русь уходящую» — «Русь уходящая» впервые опубликована в газ. «Заря Востока», 1924, 6 нояб., № 722 (подробнее см. комментарий к поэме).
[2] ... продайте под названием «После скандалов» — Свои соображения о книге под этим названием Бениславская изложила в письме от 10—12 дек. 1924 г.: «Издательство „Современная Россия“ через некоего тов. Берлина (помните его?) издает сборник Ваших старых стихов о революции и России ‹...›.
В редактировании принимает участие Вал. Ив. Вольпин. Он вообще много помогает своими советами. „После скандалов“ он будет продавать. Его бы чем-нибудь надо отблагодарить. Мне пришла мысль: на сборнике этих революционных стихов написать, что это под редакцией Вольпина. Может, это вообще ерундовая мысль; в делах этих я — дитё, но Вы напишите Ваше мнение.
Стоит ли давать вступительную статью к сборнику, они предполагали Когана, или Сакулина, или Луначарского? Что-то никто из этих мне не улыбается. Скорей всего Когана. Сакулина не стоит.
Якулов согласен иллюстрировать этот сборник. А Вы согласны? Хорошо ли, что мы включили „Русь Советскую“ и „На родине“? Не повредит ли это книге „После скандалов“?
Кстати. Перемените название — так нельзя; „Круг“ уже издал Ваш сборник, и там есть отдел „После скандалов“, нельзя же теперь выпускать книгу с этим же названием. Непременно перемените и сообщите мне» (Письма, 256). Книга под названием «После скандалов» не выходила.
[3] «Рябиновый костер» я, как название, продаю здесь в Тифлисе — Книга под таким названием не выходила; см. коммент. к письму 180.
[4] Напишите мне подробно, что делается в Москве. Как Воронский, Казин, Анна Абрамовна и др — К тому времени Есенин еще не получал писем Бениславской, в которых она описала московские новости (см. Письма, 251; с неверной датой). 15 дек. 1924 г., отвечая на комментируемое письмо, она писала: «Анна Абрамовна ‹Берзинь› все такая же: собрала все Ваши книжки для подготовки тома.
‹...› Ну, от Казина ничего особого не узнали мы — молчит он больше.
Новостей, говорит, никаких... ‹далее в источнике текста вырезано три строки машинописи›.
‹...› Посылаю Вам страничку Приблудного в „Красной ниве“‹1924, № 50› — стихи старые, но так — общий вид» (Письма, 258).
[5] Пока не кончу большую вещь — Речь идет о работе над поэмой «Анна Снегина».
[6] Как нравится «Русь уходящая»? — «„Русь уходящая“ очень нравится», — писала Бениславская (Письма, 255). Здесь же, отвечая на еще одно не известное ныне письмо Есенина, она давала следующие указания:
«1. Заведите манеру всегда под стихами ставить месяц и год, а то теперь с восстановлением дат много работы будет. (Это выучите наизусть.)
2. Все вырезки (стихи ли, заметки ли), посылая, всегда надписывайте: какая газета и за какое число. (Это тоже.)
Вашу фотографию (с Чагиным), стихи, письма и прочее — все получила. А карточка изумительная. У Вас прекрасное лицо, несмотря на слегка кривую улыбку. Я с ней расстаться не могу. ‹...›
Ну, а вообще Ваш творческий путь сейчас такой извилистый, что никак не знаешь, чего ожидать от Вас. Песнь о походе — Кавказ — Персидские мотивы» (Письма, 255—256).
[7] Пишите в Баку — Вместо Баку Есенин поехал из Тифлиса в Батум. |