М. П. БАЛЬЗАМОВОЙ
15 или 16 марта 1915 г. Петроград
Мария Парьменовна!
Извините, что я обращаюсь к Вам с странной просьбой. Голубушка, будьте добры написать мне побольше частушек. Только самых новых.[1] Пожалуйста. Сообщите, можете ли Вы это сделать. Поскорей только.
Адрес: Петроград.
Преображенская ул.
д. 42а, кв.12
Сергею Есенину.
На конверте:
Рязань.
Троицкая слобода.
Диакону Бальзамову.
Для г-жи
М. П. Бальзамовой.
Примечания
42. М. П. Бальзамовой. 15 или 16 марта 1915 г. — публикация в газете «Приокская правда», Рязань, 1967, 18 авг., № 194, в статье Д. Коновалова «Новое о Сергее Есенине».
Печатается по автографу (Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (с. Константиново Рязанской обл.)).
Датируется с учетом почтового штемпеля на конверте: «Рязань. 17.3.15» (штемпель отправления не сохранился).
[1] ...будьте добры написать мне побольше частушек. Только самых новых. — Эта просьба, скорее всего, связана с первым посещением Есениным салона Мережковских (Петроград, Сергиевская, 83), состоявшимся как раз 15 марта 1915 г. Хозяйка салона З. Гиппиус вспоминала об этом так:
«...я хорошо помню темноватый день, воскресенье, когда в нашей длинной столовой появился молодой рязанский парень, новый поэт „из народа“, — Сергей Есенин. ‹...› Держал себя со скромностью, стихи читал, когда его просили, — охотно, но не много, не навязчиво... ‹...› Понемногу Есенин оживляется. ‹...› Кончилось тем, что „стихотворство“ было забыто, и молодой рязанец ‹...› во весь голос принялся нам распевать „ихние“ деревенские частушки.
И надо сказать — это было хорошо. Удивительно шли — и распевность, и подчас нелепые, а то и нелепо-охальные слова — к этому парню в „спинжаке“, что стоял перед нами... ‹...› ...частушки, со своей какой-то и безмерной — и короткой, грубой удалью, и орущий их парень в кубовой рубахе, решительно сливались в одно» (из статьи «Судьба Есениных» (1926) — сб. «Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи», 1, 83—84).
Судя по комментируемому письму, Есенин, почувствовав это живое внимание к себе как к исполнителю фольклора, немедленно стал искать возможности для пополнения своего народного репертуара, который мог бы всерьез заинтересовать петербургскую литературную элиту. |