Сергей Есенин
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Семья
Галерея
Стихотворения
Хронология поэзии
Стихи на случай. Частушки
Поэмы
Маленькие поэмы
  Марфа Посадница
  Микола
  Русь
  Ус
  Певущий зов
  Товарищ
  Отчарь
  Октоих
Пришествие
  Преображение
  Иорданская голубица
  Инония
  Небесный барабанщик
  Пантократор
  Кобыльи корабли
  Сорокоуст
  Исповедь хулигана
  Возвращение на родину
  Русь советская
  Русь бесприютная
  На Кавказе
  Поэтам Грузии
  Письмо к женщине
  Стансы
  Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве
Проза
Автобиографии
Статьи и заметки
Письма
Фольклорные материалы
Статьи об авторе
Воспоминания
Коллективное
Ссылки
 
Сергей Александрович Есенин

Маленькие поэмы » Пришествие

 
А. Белому1

1

Господи, я верую!..
Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами2
Мой пронзенный край.

За горой нехоженой,
В синеве долин,
Снова мне, о Боже мой,
Предстает твой сын.

По тебе молюся я
Из мужичьих мест;
Из прозревшей Руссии
Он несет свой крест.

Но пред тайной острова
Безначальных слов
Нет за ним апостолов,
Нет учеников.
2

О Русь, Приснодева,
Поправшая смерть!
Из звездного чрева
Сошла ты на твердь.

На яслях овечьих
Осынила дол
За то, что в предтечах
Был пахарь и вол.

Воззри же на нивы,
На сжатый овес,—
Под снежною ивой
Упал твой Христос!

Опять Его вои3
Стегают плетьми
И бьют головою
О выступы тьмы...
3

Но к вихрю бездны
Он нем и глух.
С шеста созвездья
Поет петух.

О други, где вы?
Уж близок срок.
Темно ты, чрево,
И крест высок.

Вот гор воитель
Ощупал мглу.
Христа рачитель
Сидит в углу.

«Я видел: с Ним он4
Нам сеял мрак!»
«Нет, я не Симон...
Простой рыбак».

Вздохнула плесень,
И снег потух...
То третью песню
Пропел петух.
4

      Ей, Господи,
      Царю мой!
Дьяволы на руках
Укачали землю.

Снова пришествию Его
      Поднят крест.
Снова раздирается небо.

  Тишина полей и разума
      Точит копья.

Лестница к саду твоему5
      Без приступок.

Как взойду, как поднимусь по ней
С кровью на отцах и братьях?

      Тянет меня земля,
      Оцепили пески.
      На реках твоих
            Сохну.
5

Симоне Пётр6...
Где ты? Приди.
Вздрогнули вётлы:
«Там, впереди!»

Симоне Пётр...
Где ты? Зову!
Шепчется кто-то:
«Кричи в синеву!»

Крикнул — и громко
Вздыбился мрак7.
Вышел с котомкой
Рыжий рыбак.

«Друг... Ты откуда?»
«Шел за тобой...»
«Кто ты?» — «Иуда!» —
Шамкнул прибой.

Рухнули гнезда
Облачных риз8.
Ласточки-звезды9
Канули вниз.
6

      О Саваофе!
Покровом твоим рек и озер
      Прикрой сына!

Под ивой бьют Его вои
И голгофят снега твои.

О ланиту дождей
      Преломи
      Лезвие заката...

      Трубами вьюг
      Возвести языки...

Но не в суд или во осуждение10.
7

Явись над Елеоном11
И правде наших мест!
Горстьми златых затонов
Мы окропим твой крест.

Холмы поют о чуде,
Про рай звенит песок.
О верю, верю — будет
Телиться твой восток!

В моря овса и гречи
Он кинет нам телка...
Но долог срок до встречи,
А гибель так близка!

Уйми ты ржанье бури
И топ громов уйми!
Пролей ведро лазури
На ветхое деньми!

И дай дочерпать волю
Медведицей12 и сном,
Чтоб вытекшей душою
Удобрить чернозем...

Октябрь 1917


1 О роли Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева; 1880—1934) в творческом становлении Есенина см. изд. «Есенин С. А. Полное собрание сочинений», т. 1, с. 503—506.
2 Дождевыми стрелами... пронзенный...— Перифраза строк «Моления» Даниила Заточника, взятых Есениным как эпиграф к циклу «Стихослов» в Ск-2 и Кр. звоне («Стихослов» - цикл из пяти маленьких поэм Есенина ).
Эпиграфом ко всему циклу в целом были слова: «Помяни меня каплями дождевыми, яко стрелами пронизаема. Даниил Заточник». Они взяты из «Моления» названного древнерусского автора. Есенин процитировал здесь (по памяти и в сокращении) следующее место второй редакции этого сочинения: «...помяни мене под единем рубом лежащаго, зимою умираяща, и каплями дождевными, яко стрелами, пронизаема» («Русская хрестоматия: Памятники древней русской литературы и народной словесности». Для средних учебных заведений / Сост. Ф.Буслаев. Изд. 12-е, М., 1912, с. 135).
3
Опять Его вои
Стегают плетьми
.
— Ср.: «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Мф. XXVI, 67).
4
«Я видел: с Ним он
Нам сеял мрак!»
«Нет, я не Симон...
Простой рыбак»...
То третью песню
Пропел петух
.
— Эти слова имеют источником известный новозаветный эпизод отречения от Иисуса Христа его ученика Петра (Симона Петра) прежде, чем петух возвестит зарю (Мф. XXVI, 69—73; Мк. XIV, 66—72).
5
Лестница к саду твоему
Без приступок
.
— Речь идет о лестнице (лествице), ведущей в рай; именно «без приступок» обычно изображалась она на лубочных картинках с соответствующим сюжетом (Ровинский: Атлас, III, № 774; № 1346, карт. 7). Впрочем, А.М.Авраамов усмотрел в «лестнице без приступок» иной образ, поскольку поместил эти есенинские слова среди тех строк поэта, которые, по мнению критика, обозначают месяц или луну (в его кн. «Воплощение: Есенин — Мариенгоф», М., 1921, с. 24).
6 Симоне Пётр — обращение к ученику Иисуса, причем первое его имя дано в звательном падеже («Симоне»), а второе — в обычной форме именительного падежа единственного числа (о раннем варианте этих слов — «Симоне Пётро» — см. на с. 318).
7
...Вздыбился мрак.
Вышел...
Рыжий рыбак.
— По мнению А.М.Авраамова (там же), и здесь у Есенина имеется в виду месяц.
8 Облачные ризы.— Образ восходит к народной метафоре: «Небо — ...риза Господня» (приведено в Аф. I, 63), отразившейся также и в поэме «Преображение»:
«...Зиждитель щедрый,
Ризою над землею
Свесивший небеса»

9
Ласточки-звезды
Канули вниз
.
— Ранее уже намеченная в «Октоихе» (третья строфа второй главки) тема усопших душ (см. также комментарий на с. 315—316 наст. тома) получила здесь дальнейшее развитие — путем осознанного образного воплощения Есениным соответствующих народных мифопоэтических представлений. Последние подробно изложены и проиллюстрированы многочисленными примерами в гл. XXIV «Поэтических воззрений...» (Аф. III, 195—317). По Афанасьеву, у древних «душа представлялась звездою» (Аф. III, 206; выделено автором); «Падающая звезда почитается в русском народе знаком чьей-либо смерти» (Аф. III, 207); «Народный язык и предания говорят о душах, как о существах летающих, крылатых. <...> Говоря о полете душ, они намекают на древнейшее представление их птицами» (Аф. III, 218—219; выделено автором); среди других олицетворений души — «проворная ласточка» (Аф. III, 301). Ср. также с есенинскими строками:
«Малиновкой журчащею
Слетит в кусты звезда»
(«Преображение», 1917).
10 ...не в суд или во осуждение.— Последние слова молитвы ко святому причащению (пятой) св. Василия Великого («Православный богослужебный сборник», М., 1991, с. 338). В П18 эти слова были напечатаны искаженно — «не во суд или в осуждение». Сохранился экземпляр П18 (собрание П.В.Куприяновского, Иваново), куда Есенин красными чернилами внес поправки, необходимые в этом месте текста{*}.
{*} Ранее владельцем этой книги был Д.Н.Семёновский. Ему принадлежит недатированная карандашная помета на ее титульном листе: «Поправки сделаны Есениным в январе 1919 г. в Москве» (сообщено О.К.Переверзевым).
11 Елеон — гора вблизи Иерусалима; место бесед Иисуса Христа с апостолами и его вознесения (Деян. I, 9—12).
12 Медведица — здесь: созвездия в северном полушарии (Большая Медведица и Малая Медведица); состоят из семи звезд, образующих фигуру в виде ковша.
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   #   

 
 
    Copyright © 2018 Великие Люди  -  Сергей Есенин