Сергей Есенин
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Семья
Галерея
Стихотворения
Хронология поэзии
Стихи на случай. Частушки
Поэмы
Маленькие поэмы
Проза
Автобиографии
Статьи и заметки
Письма
Фольклорные материалы
Статьи об авторе
  Юрий Прокушев. Сергей Есенин
  … Сергей Наровчатов. Об этой книге
  … На расстоянье
  … I. Поэтическое сердце России
  … II. Рождение поэта
  … … Травное одеяло
  … … Откуда идет «Радуница»
  … … Легенды и действительность
  … … Не надо рая
  … … Признание
  … III. Образ поэта
  … … Есенин, каким он был
… … Это мы с тобой
  … … «Кантата»
  … … Поэт и газета
  … … «Чудесное наследство...»
  … … «Один из величайших поэтов мира...»
  … … Любовь народа
  Владислав Ходасевич. О Есенине
Воспоминания
Коллективное
Ссылки
 
Сергей Александрович Есенин

Статьи об авторе » Юрий Прокушев. Сергей Есенин » III. Образ поэта » Это мы с тобой

«Это мы с тобой»

Как-то во время беседы со мной сестра Есенина, Екатерина Александровна, заметила:
- Было бы хорошо вам разыскать Мурашева. Много добрых дел сделал он для Сергея. До войны он жил на Арбате.
Я знал о Мурашеве по его воспоминаниям о Есенине, напечатанным еще в 1926 году. Позднее имя этого петроградского литератора в журналах почему-то не появлялось.
Через несколько дней после нашего разговора, часов в десять утра, в моей квартире раздался неожиданный телефонный звонок.
- Простите, вас беспокоит Мурашев.
Бывает же так! Вы ищете встречи с человеком, пытаетесь разузнать, где он, и вдруг этот человек сам, неожиданно для вас, дает о себе знать.
А Михаил Павлович продолжал:
- Я прочитал ваши работы о Есенине и решил вас разыскать.
Условились о встрече. Оказалось, что мы почти соседи.
На другой день я был у Михаила Павловича в его старой московской квартире. Радушный хозяин показал мне книги с автографами поэта, рукописи его стихов, письма, фотографии.

Первая автобиография

Вскоре после издания первой книги Есенина «Радуница» и появления отзывов о ней в печати Михаил Павлович Мурашев получил письмо от профессора С. А. Венгерова, составителя «Критикобиографического словаря русских писателей и ученых». «Зная, что Есенин часто бывает у меня, - рассказывал М. П. Мурашев, - Семен Афанасьевич просил передать молодому поэту, чтобы он прислал ему краткую автобиографию. Я сообщил Есенину. Он начал писать ее у меня на квартире».
В бумагах М. П. Мурашева сохранился лист с набросками Есенина автобиографической заметки для словаря.
«Родился в 1895 г. 21 сентября», - начал Есенин, а затем с новой строки: «...Крестьянин села Константинова Кузьминской волости Рязанского уезда и губ. Родился в 1895 году 21 сентября, - подчеркнув свое крестьянское первородство. - Окончил учительскую школу. Учительствовать не пришлось...»
На этом же листе - еще одно начало автобиографии:
«Есенин Сергей Александрович, сын крестьянина Рязанской губернии и уезда, села Константинова, Кузьминской волости. Родился в 1895 г. 21 сентября...»
Далее поэт рассказывал о себе:
«...Образование получил в учительской школе и два года слушал лекции в Университете Шанявского. Стихи начал писать с 8 лет. Печататься начал 18 лет. Книга вышла через год, как появились стихи, под названием «Радуница» изд. Аверьянова 1916 года».

Чудесное стихотворение Блока

Как видим, в этой краткой автобиографической заметке Есенин еще не говорит о своем первом приходе к Блоку, не упоминает имен поэтов Сергея Городецкого, Николая Клюева. Все это будет позднее. Сейчас они были здесь, рядом, в Петрограде. Он встречался с ними, выступал вместе на литературных вечерах, печатался в одних и тех же журналах. Более других он прислушивался к советам Блока.
По праву старшего Блок предостерегал Есенина от опрометчивых шагов, подчеркивая при этом, что «за каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ...».
М. П. Мурашев был свидетелем ряда встреч двух поэтов. Бывали они и в его доме. Рассказывая об этом, он достал с полки старинный альбом. Раскрыв его на одной из страниц, я увидел автограф есенинского стихотворения «Слушай, поганое сердце...», написанного поэтом 3 июля 1916 года, а на другой - ответ Блока на это стихотворение Есенина - отрывок из его поэмы «Возмездие», строки которой на этот раз были обращены как бы непосредственно к молодому поэту:

Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.

Затем Михаил Павлович показал мне небольшое письмо-записку Есенина конца 1916 года:
«Миша! Сей день поневоле у Давыдова, артиста, т. к. звонил тебе, но глупая ваша Днека (так Есенин звал домработницу Мурашевых Дуняшу. - Ю. П.) говорит, что я не говорил ей своей фамилии. Пробери ее. Твой Сергей...»
Записку Есенин положил на письменный стол Мурашева и собрался уходить, но задержался. Внимание его привлекли рукописи, которые он заметил на столе. Они были предназначены для альманаха «Творчество», который в то время готовил к печати М. П. Мурашев. Среди других здесь был автограф нового стихотворения Блока. Есенин прочитал его. Оно ему очень понравилось. Взяв свою записку, он внизу написал:

«Ой, ой, какое чудесное стихотворение Блока.
Знаешь, оно как бы светит мне».

Забота о друзьях

Едва встав на ноги, Есенин сам стремился оказать помощь своим новым друзьям - молодым питерским литераторам. «Есенин, - замечает по этому поводу М. П. Мурашев, - не только читал мне свои новые стихи (некоторые из них были написаны им у меня), но и приносил ко мне рукописи своих товарищей с просьбой где-либо их пристроить. Это не всегда удавалось. Не смог я, в частности, тогда быстро «продвинуть» в один из журналов и рукопись Чернявского, что, как видно из письма, очень огорчило Есенина». Вот текст этого письма:
«Дорогой Миша!
Заглядывал к тебе Есенин и скорбно повернул обратно. Дело в том, что Чернявскому очень нужна его рукопись. У него умер в семье старший брат. Сейчас ему нужны деньги, и он хочет статью эту напечатать.
Сергей.
Скоро зайду».

«Радуница» и «Страда»

Веселый, шумный прибежал Сергей Есенин в это февральское утро к Мурашеву. Не терпелось побыстрее показать другу свое первое детище - сборник стихов «Радуница». Давно ли заключил соглашение с издателем М. В. Аверьяновым, в котором говорилось: «1915 года, ноября 16 дня продал Михаилу Васильевичу Аверьянову в полную собственность право первых изданий в количестве трех тысяч экземпляров моей книги стихов «Радуница» на сумму сто двадцать пять рублей...» И вот уж в руках только что отпечатанные авторские экземпляры своей книги. На «Радунице», подаренной в тот день М. П. Мурашеву, он написал:
«Другу славных дел о Руси, «Страде великой», Михаилу Павловичу Мурашеву на добрую память.
Сергей Есенин. 4 февраля 1916 г. Петроград».

- И книга и надпись эта мне многое напоминают, - заметил Михаил Павлович.
Вместе с С. М. Городецким и Г. В. Клочковым М. П. Мурашев был учредителем литературно-художественного общества «Страда», в создании которого живое участие принимал Есенин.
17 октября 1915 года у С. М. Городецкого состоялось учредительное собрание членов общества. Есенин был на этом собрании. Первоначально планы были большие. В уставе «Страды» говорилось: «Общество имеет целью всестороннее содействие развитию и процветанию народной литературы и распространение ее художественных образцов... Для достижения означенной цели общество имеет право... издавать книги, журналы, газеты, народные картины, устраивать публичные собрания, лекции, концерты, спектакли...»
- Есенин, - вспоминает М. П. Мурашев, - развивал идею создания крестьянского журнала, хотел вести отдел «Деревня», чтобы познакомить читателя с тем, как она живет, чем болеет.
«Я бы стал писать статьи, - говорил Есенин, - и такие статьи, что всем чертям было бы тошно!»
Журнал организовать нам не удалось, но сборник собрали скоро. Сергей поместил в нем стихотворение «Теплый вечер», которое только что привез из деревни...
Было проведено несколько литературных вечеров «Страды», Один из них посвятили творчеству Есенина и Клюева. Сохранилось печатное извещение об этом вечере. В нем говорилось:
«Совет литературно-художественного общества «Страда» приглашает Вас на закрытый вечер, посвященный произведениям народных поэтов Н. А. Клюева и С. А. Есенина, имеющий быть в четверг 10 декабря 1915 года в 8 час. вечера, в помещении о-ва «Страда», Серпуховская, 10 (Зал Т-ва Гражданск. инженеров)».
Далее приводилась программа вечера:
« 1. Слово «Страды» о народных поэтах Н. А. Клюеве и С. А. Есенине прочтет И. И. Ясинский.
2. Н. А. Клюев }
3. С. А. Есенин } прочтут свои стихи.
4. «Русские песни» исполнит хор гусляров под управлением Н. Н. Голосова.
5. Л. А. Арсеньева } артисты Малого театра прочтут
6. В. В. Игнатов } стихотворения Н. Клюева и
7. В. К. Устругова } С. Есенина.
Русские сказки и стихотворения Н. А. Клюева».
По существу, это был первый творческий вечер Сергея Есенина. В ту пору ему было двадцать лет!
К сожалению, задуманное издание книг, газет, широкое проведение публичных лекций, концертов осуществить не удалось. Сказались материальные и иные затруднения. Вскоре «Страды» не стало. Но те беседы, горячие споры, которые вспыхивали в «Страде», оставили добрый след в душе молодого поэта.

«Завтра призываюсь...»

Впервые Сергей Есенин призывался в армию у себя на родине, в Рязани, летом 1915 года. Тогда он получил временную отсрочку. «От военной службы меня до осени освободили. По глазам оставили. Сперва было совсем взяли», - сообщал он в письме из Константинова в Петроград В. С. Чернявскому. После отсрочки Есенин призывался в Петрограде. В воспоминаниях, написанных в 1926 году, М. П. Мурашев рассказывает, какое участие принял он в это время в судьбе поэта.
Значительно позднее в своем архиве Михаил Павлович обнаружил автограф письма Есенина, в котором поэт писал:
«Дорогой Миша.
Заходил и не застал тебя.
Завтра призываюсь.
Сергей».

- Было это 17 марта 1916 года. Я хорошо помню. Это точная дата, - подчеркивал М. П. Мурашев. В подтверждение своих слов он показал мне другой автограф Есенина. Он был под портретом поэта, который Есенин подарил, уходя в армию, М. П. Мурашеву. - Перед уходом в армию, - вспоминает Михаил Павлович, - Сергей принес мне на сохранение свои рукописи, а черновые наброски на моих бланках передал мне со словами:
«Возьми эти наброски, они творились за твоим столом, пусть у тебя и остаются...»
После обеда, когда перешли в кабинет, он прочел несколько новых стихотворений и в заключение преподнес мне свой портрет, написав на нем:
«Дорогой дружище Миша,
Ты, как вихрь, а я, как замять:
Сбереги под тихой крышей
Обо мне любовь и память.
Сергей Есенин. 1916 г., 15 марта».

Корзинка с рукописями

Когда Есенин служил санитаром в одном из царскосельских лазаретов, М. П. Мурашев бывал у него не один раз. Радостно встречал его Есенин в своей маленькой комнатке, где он жил вместе с тремя солдатами-санитарами.
Когда же он сам попадал в Петроград, то старался заглянуть к Мурашеву и если не заставал его, то оставлял короткие письма или записки. Вот один из таких есенинских автографов:
«Дорогой Миша!
Ау!
Еду в Крым (с поездом). В мае ворочусь. Живи, чтобы всем чертям было тошно, и поминай меня. Что-нибудь для тебя покопаю там. Поезд сегодня уходит в 6 ч.
Сережа».
- В этом небольшом своем послании ко мне, - рассказывал М. П. Мурашев, - Есенин сообщал о своей первой поездке санитаром с полевым царскосельским военно-санитарным поездом.
Иногда Есенин обращался с просьбами к М. П. Мурашеву через своих товарищей-солдат. В сентябре 1916 года он прислал Михаилу Мурашеву письмо, просил забрать у Клюева его корзинку с личными вещами и рукописями.
«Друг Мишель, выручи, пожалуйста, из беды. В Петроград меня ни за что, по-видимому, не пустят, а корзинку мне так хочется к тебе пристроить, прямо-таки слов нет. Поезжай или сходи к Клюевым и скажи, что так, мол, и так, его не пускают и не пустят, поэтому она ему нужна (сиречь корзинка та). Ключ я оставил или в замке, или у них на окне. Свободен будешь, заедь на минутку, уж мы давно, кажись, не виделись и не мешало бы поговорить, а поговорить есть кой о чем... Кланяется твоим портретам, которые я так люблю, граммофону и музыкальным моментам
Друг твой
Мандолина
и если хочешь, пожалуй, он и Сергей Есенин».
- В кабинете у меня были портреты Блока, Куприна с их автографами и другие. Им-то и кланялся Есенин, - заметил М. П. Мурашев.
- А граммофон? - поинтересовался я.
- Я был не очень большой поклонник граммофона, но Есенин говорил, что иногда на концерт не попадешь, а музыку послушать хочется. Тогда по его предложению мы пошли и купили граммофон и пластинки. Есенин очень любил слушать «Музыкальный момент» Шуберта.

«Это мы с тобой»

В те памятные дни 1956 года я стал часто бывать у Михаила Павловича Мурашева. Он передал мне фотокопии рукописей Есенина, подарил фотографии, на одной он снят вместе с поэтом. Каждый раз я узнавал от него что-либо новое, все больше убеждаясь, какой это был большой и настоящий друг Есенина.
В одну из наших последних встреч, когда Михаил Павлович был уже тяжело болен, он показал мне рисунок - у обрыва две березки: одна побольше, другая поменьше; стоят они тихо, о чем-то задумавшись. Вверху крупно: «Это мы с тобой», а ниже: «С. Е».
За несколько дней до отъезда в Ленинград в декабре 1925 года Сергей Есенин зашел к Мурашеву. Был он чем-то удручен. Чтобы как-то отвлечь его от невеселых дум, последний достал из шкафа свои старые альбомы и книги с автографами.
- Я знал, - вспоминает Михаил Павлович, - Есенин любил рассматривать мои альбомы, при этом он всегда оживленно вспоминал свой приезд в Питер, Блока, наши встречи. В этот раз, перелистывая знакомые страницы, он подолгу молчал. Я, не желая ему мешать, по старой своей привычке, стал рисовать большим пером и чернилами. Сам не знаю, почему-то нарисовал я обрыв, две березки. Когда Есенин увидел этот рисунок, он взял карандаш и написал: «Это мы с тобой». Немного помолчал после этого и неожиданно попросил проводить его.
Так они расстались. Это была их последняя встреча.

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   #   

 
 
    Copyright © 2024 Великие Люди  -  Сергей Есенин